На начальном этапе бизнеса очень часто бывает так – у вас есть заказ, а товара нет. И вы пытаетесь лихорадочно решить эту проблему за один день.
Да, на стартапе это норма, но, когда вы - уже развитая компания, такое положение вещей очень не удобно.
Отсутствие товара на складе приводит к тому, что на вас сыплются заказы, а справиться с поставками не получается, тем самым вы упускаете деньги, которые могли бы выручить от продаж, теряете клиентов и дарите своего рода подарки конкурентам.
Но и сверхзапас на складе тоже не всегда идеальное положение вещей. Например, вы работаете с товаром, у которого короткий срок годности, или же наоборот (это особенно касается различной техники), когда вы замораживаете деньги в товар, а он, ну, не желает продаваться, потому что компьютер, купленный год назад уже не стоит тех денег сегодня.
Что же тогда делать? Как решить эту проблему и научится грамотно управлять своими запасами, что бы избегать всех этих подводных камней.
В управлении запасами, кроме опыта и интуиции (а что делать, если ее пока нет), есть определенный алгоритм, следуя которому можно постараться не допускать ошибки.
Итак, во-первых, всегда группируем ассортимент. Точный прогноз на потребности покупателей создать невозможно, но вот выделить группы товаров, на основе которых вы и будете прогнозировать, можно. Например, вы продаете сотовые телефоны. Какие у них критерии? Это фирма производитель, модель и цвет. На основе этого и делаем таблицу, куда носим все данные.
Затем, ведем статистику ваших продаж. Чтобы не путаться, то лучше, если вы будете вести статистику ваших закупок. Для этого есть даже формула. Продажи = a-b+c-d. d – это остатки на конец выбранного вами периода, c – остаток на начало выбранного вами периода, b – сколько брака, причем сюда же идет и пересортица, и списание из-за окончания срока годности и последнее – это a – закупленные товары.
Не забываем вести контроль потерянных продаж. Все-таки надо поставить перед собой цель уменьшить такие продажи, а чтобы это сделать, необходимо, чтобы перед глазами был пример, сколько их выпадает. Лучше, если вы будете все это видеть в процентах, то есть количество непроданного товара делите на количество запрашиваемого товара.
Затем, необходим прогноз продаж. Только после статистики продаж, вы сможете строить прогнозы. Для этого необходимо выделить несколько этапов. Во-первых, рассчитать статистический прогноз; Во-вторых, корректировать месячный прогноз; В-третьих, сделать прогноз до уровня продукта; И, в-четвертых, разбить прогноз по неделям. Не стоит, кроме этого забывать и определенные факторы, которые могут сильно влиять на статистику из месяца в месяц. Это праздники, время года, каникулы у школьников, различные акции, которые вы проводите. Поэтому не забывайте корректировать статистику.
Ну и напоследок, измерим точность наших прогнозов. Построить то мы построили, осталось узнать насколько он, то есть прогноз, был точным. Зачем это делать? Для того чтобы понять, можно ли доверять такому прогнозу и как его можно в дальнейшем улучшить. Это сделать легко, просто поделите реально проданный товар на запланированный вами. То есть, если вы продали 111 nokia 6500, а планировали 135, то у вас получается 0,82. Если же у вас получается цифра больше одного, то можно вас поздравить, в следующем месяце увеличивайте цифру запаса. Таким образом, вы можете учитывать и общий объем, и по группе товара или взять какой-нибудь конкретный товар.
Чем больше статистических данных, тем лучше и точнее будет ваш прогноз, а, следовательно, вы всегда будете держать руку на пульсе и не упустите клиентов.